понедельник, 5 августа 2013 г.

Идеальная балерина: о красоте души



Идеальная балерина: о красоте души

 Идеальных балерин не существует. Балет, как и любой вид искусства, с одной стороны ужасно субъективен: критерии оценки у зрителей, педагогов и балетмейстеров могут различаться с точностью до наоборот. А с другой – маниакально объективен: зеркало сопровождает балетных всю их артистическую жизнь, непредвзято отражая чуть пополневшие ляжки, широкие плечи или недостаточную гибкость. Эту «балетную объективность» мы обсудили в прошлый раз, рассматривая технические параметры идеальной балерины. Сегодня у нас задача сложнее – разобраться с субъективным, то есть с духовными составляющими этой самой балерины.
 
Конечно, можно сразу сказать, что артистом не становятся, им рождаются, и на этом закончить. Но становление настоящей балерины-личности начинается в классе – том самом, зеркальном, опоясанном станками по периметру.  С того момента как поступившая в балетное училище девочка переступает порог этого класса, главным человеком в ее жизни становится Педагог.
Вначале – это азы. Как правильно вывернуть ножки, как тянуть спинку, как двигать ручкой… Но в русских школах наряду с техникой с самого начала прививают осмысленность движения – не просто взмахнуть кистью, а сделать это с умом, с полным осознанием того зачем и почему. Именно это всегда так выгодно отличало наших артистов от иностранных.
Педагоги бывают разные – и  это, безусловно, отдельная тема. Покойная Людмила Сахарова, один самых противоречивых балетных педагогов, как-то сказала чудесную фразу: «Дуры не танцуют». Грубо, но справедливо. Балерина может не знать таблицу умножения, но понимать, что и о чем она танцует – обязана. А это невозможно без какого-никакого уровня культуры: начитанности, образованности, умения мыслить и чувствовать.
Раньше педагоги ходили со своими ученицами по музеям, обсуждали с ними фильмы и прочитанные книги, смотрели вместе балеты… Сейчас это редкость, к сожалению, поэтому будущей артистке как никогда важно думать не только о растяжке, но и пытаться «окультуривать» себя самостоятельно. Ведь как станцевать ту же «Манон» не прочитав предварительно «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, я уж не говорю про глубокий психологизм и множество подтекстов в том же казалось бы заезженном «Лебедином озере».
После окончания училища и поступления в театр педагог-репетитор становится для артистки ближе родной матери. В балетном мире смена педагога – всегда событие и не многие на это решаются. Одна из самых больших трагедий для артиста – смерть педагога.
Задача репетитора заключается не только в отработке технических моментов. В большей степени именно педагог определяет амплуа артистки, помогает  раскрыться на сцене. Причем важно, чтобы он не навязывал свое видение роли, иначе все ученицы той же Улановой были бы просто ее бледными копиями. А как бы ни была прекрасна Галина Сергеевна, второй такой нет и не будет, да и не нужно.
Собственно, что еще можно сказать? Педагоги в училище и театре, начитанность и общая культура артистки – это все, безусловно, влияет на то, что она покажет на сцене. Но есть то самое непонятное и неизведанное, благодаря которому некоторые становятся Божественными, а некоторые, хоть и обладают безупречным телом, не заставляют сердце биться быстрее.
Что это: харизматичность, внутренняя наполненность, преданность искусству?.. Ответить однозначно невозможно и, наверное, опять-таки не нужно.
Хотя я видела Диану Вишневу вживую всего раз, она для меня идеал Артиста – своим, хоть и неидеальным телом, за минуту она может рассказать больше, чем многие за двухчасовой балет.
Но идеальной со всех сторон – и технической, и духовной – для меня всегда будет Екатерина Максимова. Красивая женщина, хрупкая, прекрасно сложенная балерина с великолепной для своего времени техникой и данными, светлая яркая личность. Есть такое понятие как «балерина-ассолюта». Понятие довольно размытое: в целом, если примой называют ведущую балерину в театре, то ассолюта — это звание или титул, который получают наиболее яркие балерины, чей авторитет непоколебим даже временем, балерины, которые буквально могут станцевать всё. Вот Максимова, по крайней мере, для меня, именно такой и является.
А кого вы можете назвать «идеальной балериной во всех смыслах»?
*Этот крохотный пост-ниочем писался у меня на протяжении почти двух недель, буквально по предложению в день. Будни молодой мамы))
Все фото, кроме Е.Максимовой авторства Марка Олича

Комментариев нет:

Отправить комментарий