Идеальная балерина: технические характеристики
Балет – искусство, прежде всего,
телесное. Кто бы что ни говорил, но никакой драматический талант не
заменит пару красивых выученных ног и легких поющих рук. Но при этом,
если со сцены веет пустотой и никчемностью, никакие ножки от ушей с
гигантскими подъемами этого не компенсируют.
Так из чего же состоит «идеальная балерина» и существуют ли такие в природе?
За последние десятилетия сложился вполне понятный и четкий набор параметров, по которым строгая приемная комиссия отбирает профпригодных девочек в балетные школы. Среди них:
Выворотность. И чем
больше, тем лучше. Выворотность – основа классического танца, без нее
некоторые элементы даже не то что будут некрасивыми, их просто-напросто
будет невозможно сделать. Выворотность – то есть разворот ноги наружу –
можно наработать, НО только если предрасположенность к ней есть
изначально. Если у сустава в вертлужной впадине нет места для разворота,
никаким «лягушками», «бабочками» и прочими балетными зверствами его не
развернуть – только вывихнуть.
Гибкость. Здесь,
собственно, все понятно – стоит только посмотреть на современных балерин
и на ту высоту, на которую они задирают ноги, и как изящно гнут спины,
буквально складываясь пополам. Кому-то это не нравится, потому что,
якобы, задранные до ушей ноги нарушают целостность и красоту истинно
классического танца. Кто-то придерживается мнения, что даже классика не
должна стоять на месте, а современные высокие амплитуды ее только
украшают. Я, скорее, на стороне последних. Когда нога легко без
напряжения взлетает вверх, нарушая все законы человеческого тела,
понимаешь, что нет ничего невозможного. Главное, не бравировать шагом,
типа «ап, смотрите, как я могу!», чем грешит незабвенная Анастасия
Волочкова, а задирать ножки, так сказать, со смыслом.
Высокий подъем. И не
просто высокий, а с так называемой «горкой». Наверное, обычный, не
знакомый с балетом, человек подумает, что с такой стопой явно что-то не
так, но на сцене в пуантах это смотрится великолепно. Зачастую
«подъемистые» стопы идут в нагрузку к «иксовым» ногам – то есть, как я
уже говорила, проваленным в колене. Такими ногами гораздо тяжелее
работать, к ним нужен особый подход, но именно они ценятся больше всего.
Вообще, стопа для балерины очень важна: большой и “указательный” пальцы
на ноге в идеале должны быть одной длины, без предрасположенности к
плоскостопию и вальгусу, с длинным мягким ахилловым сухожилием.
Длинные конечности.
Ноги и руки – основной инструмент балерины. Чем длиннее, бесконечнее
нога, тем легче ею «выпевать» движения. Короткие ноги и руки, конечно,
удобнее – особенно, в быстром танце, аллегро. В длинных легко
«запутаться», но зато как же они прекрасны в адажио! Есть даже такое
понятие как «индекс длинноногости». Его высчитывают при приеме в
балетную школу: меряют рост ребенка стоя и сидя (от макушки до мягкого
места), потом рост сидя делят на рост стоя и умножают на 100%. Балетная
норма: 49-52 %. Чем ниже %, тем лучше. Собственно, этот пресловутый
индекс можно оценить и невооруженным глазом – ноги должны быть гораздо
длиннее туловища.
Хороший прыжок. Прыжок,
так же как и вывортность, дается от природы. Его можно наработать,
можно научиться создавать на сцене его иллюзию, как это делает,
например, Захарова, но прыжок под колосники с зависанием, так называемым
«баллоном», это редкость. Именно за счет своего феноменального прыжка
прославилась когда-то юная Наталья Осипова – иногда кажется, что она
действительно умеет летать!
Всё выше перечисленное входит в понятие «форма».
Вот портрет идеальной балерины:
высокая, невероятно худая, длинноногая-длиннорукая-длинношеяя,
шагастая, то есть способная забросить ногу на 180 градусов без всякого
напряжения, с высоким подъемом и мягкими выворотными ногами. Вес
взрослой балерины, несмотря на ее рост, не должен превышать 50 кг. Во
время обучения правила еще более строгие – идеальный вес высчитывается
по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.
Тип телосложения – предпочтительнее эктоморфы, у них тонкие «жилистые»
мышцы, практически не способные «обрасти мясом», узкие ступни и кисти,
короткий корпус. Им легче оставаться в форме, не нужно соблюдать строгие
диеты – обмен веществ достаточно быстрый, все съеденное просто сгорает.
Идеальная балерина – здоровая балерина.
Балет не прощает ни проблем с сердцем, ни со зрением, и, уж тем более,
болезней суставов. Только здоровый человек с очень хорошим иммунитетом
способен выдержать нечеловеческие балетные нагрузки, постоянное
психологическое давление и конкуренцию.
Кроме того, идеальная балерина должна быть красивой.
Сцена не склонна в политкорректности: она не прощает ни большого носа,
ни выпирающего подбородка, ни пухлых щечек. Да, гримом можно нарисовать
какое угодно лицо и скрыть какие-то мелкие недостатки, но мы же сегодня
говорим об идеале. Без красивого или хотя бы миловидного личика
изобразить прекрасную Одетту или нежную Жизель как-то затруднительно.
Подводя итог «техническим параметрам» нашей идеальной балерины, не могу не упомянуть выучку.
Даже безупречные ноги будут бессильны без хорошей школы и грамотного
педагога. В России лучшими считаются три Школы – Академия им. Вагановой в
Петербурге, Московская Государственная Академия Хореографии (МГАХ) и
Пермское училище. Безусловно, они не гарантируют великолепную выучку и
филигранную технику у каждой выпускницы, но даже сейчас, когда
уровень обучения упал даже в этих заведениях, они остаются качественно
лучше всех остальных в мире.
В завершение не могу не назвать «свою» балерину с идеальными параметрами – Светлана Захарова. Красива до невозможности именно с балетной точки зрения.
А кто из балетных идеален внешне с вашей точки зрения? Что бы вы добавили к списку технических характеристик?
*А о духовности, энергетике и наполненности – то есть, о НЕфизических составляющих мы поговорим в следующий раз)
При подготовке поста использовались фотографии Марка Олича. Последнее фото Светланы Захаровой – Ирина Лепнева
This entry was posted in Балет, Пленники Терпсихоры and tagged Наталья Осипова, Светлана Захарова. Bookmark the permalink.
С удовольствием слежу за вашим блогом, столько нового узнала о балете, я в детстве им занималась, правда, недолго, чуть больше 2х лет.
Балерин я знаю не так много, поэтому ничего сказать об идеале среди них не могу с точки зрения всех описанных тонкостей.
А почему бросили балет?
Для меня таковые пожалуй Дина и Ульяна.Светлану люблю меньше, потому как не смотря на потрясающую физику тела и модельную фигуру, она на мой скромный взгляд пустовата.Балет все таки театр, балерина обязана быть ещё и драматически одарена.
Вызывают интерес также барыши Шапран и Смирнова=)
Смирнова тоже отлично сложена, единственное, меня постоянно смущают ее острые локти, уж очень бросаются в глаза.
Шапран мне тоже очень нравится. И Сомова практически идеальна с точки зрения физики. Новикова – красавица.
Вообще, если так посмотреть, в Мариинке “идеалов” больше. В Большом всегда есть к чему придраться
Действительно=)В Большом как-то всегда больше было тех,кто вопреки,а не благодаря)
Я, к слову, не считаю,что идеальная балерина должна быть высокой. Вот худенькой – это да.
Из известных балерин мне думается, идеальны Захарова и Вишнева.
Захарова – безусловно. Вишнева – у нее достаточно чисто физических недостатков, хотя она очень умело пользуется даже ими. Но на то она и одна из лучших балерин мира))
Не смотря на очарование данных Захаровой, именно Вишнева подарила мне БАЛЕТ. У меня никогда не бегали мурашки по коже от танца, никогда не хотелось плакать, пока я не познакомилась с ней. Великолепная, неповторимая исполнительница модерна (впрочем, и классики тоже). Голосую за нее =)
В данном посте речь ведется именно о технических характеристиках)
Лучше Дины,для меня балерины нет!Но мне бы хотелось,чтобы стопы у нее все же были с горочкой(к слову,они бы тогда так сильно не болели)…
дяденька-хореограф всё время мне говорил, пока я ходила на занятия “ну почему вас с таким подъемом “горкой”родители не отдали в балетную школу?” а я лет до 12 была таким упитанным ребенком, что просто станок из стены выломала бы) так что мне от моего подъема только мучения при выборе обуви
У меня немного такой вопрос не в тему. Почему нельзя вставать самим на пуанты если ты не занимаешься балетом?
Не, ну если не боитесь как минимум того, что будет очень-очень больно – то вперед)) А вообще, это чревато серьезными травмами. Да и не получится это сделать правильно. Даже в проф.школах на пуанты не сразу ставят деток)
что скажете про Кондаурову?
Жду следующий балетный пост!
спасибо Вам за блог
И вам спасибо, что читаете) Боюсь, в ближайшее время обновлений не будет – мне со дня на день рожать))
Балет это искусство в котором форма диктует содержание. И если для Жизели тонкокостность и длинность еще вписываются, то та же Кармен смотрится до боли странно. Постепенно идет подмена телесности феями. Это может и не плохо, но не всюду.
А вот мою любимую Максимову я хотела привести в пример в следующем посте. Она пример того, как техника, внешняя красота слились воедино с духовностью и наполненностью.
Увы компромисс в амплуа который формально логичен – все отлично могут понять танцора которому хочется танцевать разноплановые роли, а не только 10 злодеев. Приводит к тому что потом как карточный домик рассыпается весь спектакль. Жаль что в театрах не популярны балетные вечера (или как это еще модно назвать?) можно было бы делать сборную солянку в которой артисты могли бы поучаствовать в не типичных для себя вещах. При грамотном подходе это было бы очень интересно. Во-первых, кто его знает вдруг пропадает великий артист который действительно способен выйти за рамки амплуа. Во-вторых, волки сыты и овцы довольны – возможность попробовать разноплановые вещи ни кому не навредив. В третьих, есть масса солистов которые не тянут большие роли, а тут возможность спокойно блеснуть чем-то и лишний раз себя показать. Да и смотреть хорошо собранный концерт не в пример интереснее чем в сотый раз ЛО в котором все стараются, но до какого-то эталонного звучания не доходят.
А вот со сборной солянкой в Большом туго – иногда поражаюсь, кто у них так “грамотно” составляет программы гала и бенефисов.
Я очень надеялась, что раз уж Осипова перешла в Михайловский к одному из лучших современных хореографов, уж он-то на нее что-то поставит. Но пока тишина)
А с сюжетными пока проблемы. СК как спектакль выявила одну огромную проблему – нужен режиссёр который будет говорить: “а вот тут они должны сделать то-то и то-то, а все остальные убраться нафиг в левую кулису”. Сможет ли Дуато так видеть свои постановки – вопрос. Запустят РиДж можно будет что-то сказать более конкретное. Он уже ставил этот спектакль под свою испанскую труппу и тот отрывок что я видела меня не восхитил. Но то было давно и труппа там была другая.
Так что сейчас ни у Дуато нет времени заниматься тем чем хочется. Труппе мало постановщика который делает только одноактные бессюжетные балеты. Ни дирекция не позволит поставить танцовщиков под которые идут хорошие сборы в спектакль где они будут одними из.
С уважением!
Ну а Цискаридзе все же не балерина)) к мужчинам требования несколько другие, хотя не буду отрицать, Николай Максимович в лучшие свои годы был безупречен
А Николай и вправду не тот.Вскоре он уйдет со сцены.Я даже четверостишие сочинил на этот случай:
По осенним полям бродит грустная тень увяданья,
Потемнело,погасло сиянье вечерних зарниц.
Твой уход возвестят по округе глухие рыданья
И прощальный полет в синеву уносящихся птиц.
Печально,и я приникаю лицом к крылу Черного Лебедя.
С уважением!
С уважением.
Читала, и возникали противоречивые чувства )
В детстве я занималась балетом, занятия пришлось бросить через несколько лет, так как у родителей пропала возможность отвозить-забирать меня, а ездить нужно было далеко… Всё равно успела даже один раз выступить в театре на детском спектакле )
И вот сейчас искренне недоумеваю – как вообще меня взяли в балетную школу? У меня широкая кость, массивные и недлинные ноги с широкими икрами, при этом очень худой и вытянутый торс – ну в общем по техническим характеристикам антибалетная внешность получается )
Наверное, хорошо, что тогда я перестала ходить на занятия, а то потом было бы крайне обидно, если бы по прошествии еще нескольких лет меня попросили бы из школы, когда стало бы ясно, что мои физические данные развиваются не в том направлении.
Если честно, я немного завидую этим девушкам-балеринам, не в плане их работы, это всё же тяжёлый труд. А в плане внешности и изящества, очень уж они красивые.
А вам нравилось заниматься? Выступить на сцене, даже и один раз – это уже счастье, как по мне))
Как взяли? Во-первых, возможно вы на себя наговариваете и у вас вполне нормальная фигура. Во-вторых, если бы продолжали заниматься, возможно, вытянулись бы и было бы все вполне по-балетному. Ну и в-третьих, критерии оценки зависят от школы – в ведущие школы (Вагановку, Московскую и Пермь) может и не взяли бы, а в обычную локальную школу – вполне. Я тоже не дотягиваю до сегодняшних балерин по тех.характеристикам, но ведь училась же, и вполне успешно))
А настоящие балерины в жизни бывают не такие уж и красавицы – вот новая звезда Большого, Ольга Смирнова – на сцене практически идеал балерины: высокая, тонкая, гибкая. А в жизни настолько нескладно-худая, что ее хочется накормить)
А Филин начал стремительно повышать в примы после ухода Осиповой. Да и Образцову он пригласил после того, как в Большой пришла Ольга Смирнова – пример как раз-таки идеальной современной балерины: высокая, худая по умопомрачения. В общем, все неоднозначно в этом балетном мире)
Диана Вишнева покорила сердца всех, я не исключение…
Это точно
Я согласна, что отбор по росту неправильный и многих хороших девочек из-за этого отсеивают. Надеюсь, время балерин с модельными пропорциями скоро пройдет.
Хотя, несмотря ни на что, мне кажется, что все равно мы еще долго будем в “балетных лидерах” – у нас сама система балетного образования другая, педагоги в корне другие – пусть они орут и порой бъют – это дает свои результаты. На западе же в школах к детям, порой, запрещено прикасаться – а какой же балет может быть, если ребенок не чувствует, какой мышцей работать. Это я упрощенно написала, но, думаю, вы мою мысль поняли))
Куда обращаться? Вы для начала уточните откуда вы))
Прочитала и вычислила, что я почти идеал (не сочтите за высокомерие)! Я достаточно худая. У меня длинные руки, ноги на 2см длиннее туловища, шея как мне говорит папа, “лебединая” и тоненькая.”Индекс длиноногости”=50см, выворотность у меня, по словам преподавателей хорошая, ахиллово сухожилие хорошо “тянется”. Меня смутил только вес. Не смотря на то, что все бабули хотят накормит меня, вес у меня больше нормы, т.к.150 (мой рост) минус 122 равно 28, а я “кобыла” аж 37 вешу!!!
Вы не кобыла)) Кроме норм есть еще такое понятие как “форма”. Если вы выглядите пропорционально, тоненько, то все отлично. Да в конце концов, если вам всего 12 лет, то можете пока не переживать о лишнем весе, тем более в шклу вас уже приняли. Главное, не поправиться позже, когда будет гормональная перестройка организма
Еще я бы хотела добавить, что идеалом красоты балерины я вижу Майю Плисецкую, она прекрасна!
P.S. мне уже 13 лет))
Мне не нравятся их худые лица и тощие плоские фигурки.Конечно,балерина не должно быть пухленькой в силу профессии, но красотой такую худобу считать спорно. Хотя у большинства балерин очень красивые ноги,
кроме тех,у кого они совсем худенькие!
А вы кого-то конкретного имеете ввиду?
Чтобы любоваться красивыми женщинами в бытовом смысле этого слова надо смотреть контемпорари. Там другая постановка корпуса, часто пытаются прыгать с распущенными хвостами и соответственно фигура формируется по другим принципам.
Причём тут Ольга Смирнова?Она ничем не хуже других балерин,ни лицом,ни грудью.Анжелина Воронцова ничем не лучше других,в труппе Большого театра есть девочки гораздо симпотичней,чем она.
Что касается тощих фигур,зачем обижаться?Я повторяю слова Сергея Филина-худ.рука Большого театра, который в передаче Малахова сетовал на то,что его с 10 лет окружают не просто худые,а тощие женщины и что ему очень интересны женщины с формами.
Хворостинки на сцене-это скорее медицинский аспект,нежели эстетический.По словам Николая Цискаридзе, при подъёме балерины,чей вес превышает балетный норматив,танцовщик может просто сорвать позвоночник, диски сместятся-вот и всё,поэтому таких балерин просят сбавить вес и могут уволить с работы по профнепригодности.
Ну,а насчёт массивности на сцене фигуристых танцовщиц-несогласна.Эстрадные танцовщицы и танцовщицы эротических шоу,например Мулен Руж, смотрятся очень красиво и сексуально,а там тоже нужна лёгкость и длинные красивые линии.
Что касается обладательниц очень худеньких ножек,не украшающих танцовщицу и ёё танец,то это Светлана Захарова и Ульяна Лопаткина. Про ноги Ульяны чего только не пишут в интернете:кривоногая,позор балета и т.д. И действительно,что то у неё там с формой ног не в порядке.Хотя их выступления-конечно высший класс.
Личные пристрастия Филина – это его личные пристрастия, не имеющие отношения к сцене. Балетная эстетика очень своеобразна, и дело не только в маленьком весе, а в пропорциях. Сейчас ценятся длинные конечности, тонкий подвижный корпус, отсутствие “выпуклостей”. Точка. Все, что выходит за эти рамки – исключение из правил, только их подтверждающее.
Если вам нравятся эстрадные танцовщицы – почему нужно при этом ужасаться балеринами? Это разные вещи, разная эстетика и посыл.
По- моему, это Вы накрутили сами себя.С чего Вы взяли,что я ужасаюсь балеринами?Почему Вы решили,что я считаю лица балерин некрасивыми!Я вообще ничего не говорила по этому поводу!Худые лица и некрасивые лица-не одно и то же.
Полина Симеонова в балетном мире скорее исключение из правил.В балете не приветствуется пышная грудь именно из-за того,что в силу специфики балетного танца она будет мешать.
Я высказала своё личное мнение именно полагаясь на свои личные пристрастия , не имеющие отношение к сцене.Может быть Вы с третьего раза это поймёте?
Уважаемая Надежда, прошу вас еще раз сначала прочитать нашу дискуссию, начиная с вашего комментария и моего ответа на него. Если вы в нем увидели какой-то негатив (чего у меня и в мыслях не было), то прошу прощения.
Здесь не место выяснению отношений, поэтому если вы мое поведение считаете “смешным, некрасивым и недостойным”, то мне проще с вами попрощаться, чем пытаться доказать обратное. Удачи и всего хорошего!